Turning Points: Гобальная повестка 2026

Не такой уж сладкий сон. Марсель Дзама

Turning Points: Global Agenda 2026

Более 200 лет назад художник Франсиско Гойя предупреждал, что отказ от разума и игнорирование правды оставят общество уязвимым. Его послание актуально и сегодня.

BC-TP-OUTLOOK-2026-ART-NYTSF — Marcel Dzama. (Jason Schmidt, courtesy of Marcel Dzama and David Zwirner) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-OUTLOOK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Правда крайне важна, особенно сейчас. Я считаю, что мы сталкиваемся с эпохой антиинтеллектуализма, преследований и отсутствия разума.

Чтобы исследовать эти темы, я создал рисунок под названием «Сон истины». Меня вдохновила знаменитая гравюра испанского художника Франсиско Гойи «Сон разума порождает чудовищ». Она входит в серию из 80 гравюр, опубликованных в 1799 году, под названием Los Caprichos, или «Капризы». Я часто возвращаюсь к работам этой серии, поскольку они на разных этапах моей жизни, особенно в прошлом году, давали бесконечное вдохновение и повод для размышлений.

Когда Гойя создавал Los Caprichos, в Испании и по всей Европе происходили значительные политические волнения. Французская революция – период огромных социальных изменений – была в разгаре, а испанская монархия преследовала интеллигенцию, включая друзей Гойи. В ответ Гойя критиковал аристократию, насилие, религиозный порядок и фанатизм. Эти настроения отчетливо видны в его работах. Конец XVIII века также был временем широкого распространения суеверий в Испании, и Гойя отвергал эти верования. Вместо этого он пропагандировал воображение, разум и индивидуализм. Несомненно, можно провести линию от этой исторической эпохи к настоящему времени.

BC-TP-OUTLOOK-2026-ART-NYTSF — Marcel Dzama’s drawing “The Sleep of Truth” (2025). The artwork, which features mythical animals watching a sleeping woman, explores the vulnerability of society shutting its eyes to truth and reason. (Courtesy of Marcel Dzama and David Zwirner) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-OUTLOOK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Перед созданием работы я много исследую исторический контекст и мифологию. В «Сне истины», где играют символизм и концепции добра и зла, фантазии и реальности, множество мифических и монструозных животных наблюдают за спящей женщиной на переднем плане изображения. Женщина перед сном написала испанское слово «verdad», что означает «истина».

Я чувствую сильную связь с Гойей, потому что меня также привлекает мифология животных. Среди моих монструозных существ – летучие мыши, совы и осёл.

Сколько себя помню, я всегда изображал летучих мышей, потому что это нередко недооценённые и порицаемые существа. Летучие мыши часто вызывают страх и ассоциируются с темнотой, однако они являются важной частью нашей экосистемы. Поскольку летучие мыши помогают контролировать популяцию комаров, важно найти способ сосуществования с ними. Каждый раз, когда я рисую летучую мышь, я думаю об этом парадоксе и теперь испытываю к ним тёплое чувство.

Совы – ещё одни преимущественно ночные существа с двойственной историей происхождения, которых я решил включить в «Сон истины». В некоторых культурах совы связаны со смертью и плохими предзнаменованиями, поэтому люди часто их боятся. Когда ночью слышу сову, я одновременно немного взволнован и немного напуган, что она может напасть на мою собаку. Однако совы также олицетворяют мудрость и духовность, и некоторые считают, что их появление требует внимания.

Наконец, слева на рисунке я решил изобразить осла, так как это животное символизирует глупость и упрямство. Я думаю, что этот образ удачно аллегоризирует бурные политические времена, в которых мы живём.

История повторяется снова и снова. Некоторые из нас живут в кошмаре, а другие – в золотых замках. Но кто сегодня монстры?

BC-TP-OUTLOOK-2026-ART-NYTSF — “The Sleep of Reason Produces Monsters” from Francisco Goya’s “Los Caprichos” etchings published in 1799. Goya’s series inspired Marcel Dzama to create “The Sleep of Truth.” (Goya, “The Sleep of Reason Produces Monsters” (“El Sueño de la Razon Produce Monstruos”), 1799, The Metropolitan Museum of Art) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-OUTLOOK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Распространяется по лицензииThe New York Times.

editor

About Author

You may also like

Turning Points: Гобальная повестка 2026

Почему мой разум продолжает так думать?

Психиатр марк эпштейн делится своими знаниями о разуме после десятилетий работы с пациентами и практики буддизма.
Turning Points: Гобальная повестка 2026

Свидетельствуем ли мы конец глобальной торговли?

Мы попросили группу экспертов представить будущее цепочек поставок и как изменения в них повлияют на национальную экономику6