Голос Великой Степи

Национальное измерение культурного развития. Дархан МЫНБАЙ

Автор: Дархан МЫНБАЙ, экс-министр культуры и информации

Для всех цивилизованных стран характерна преемственность в сфере культуры, это остаётся актуальным и для Казахстана. Ведь общественная жизнь любой нации опирается на социально-культурные ценности – традиции, народный быт и обычаи. Это невозможно отрицать.

Даже в те периоды, когда Казахстан входил в состав других государств, именно национальная культура служила духовной опорой, придавая силу и волю народу. А после обретения независимости культурные истоки закономерно стали фундаментом социального и духовного возрождения страны. Многовековой исторический опыт, самобытность народа, тысячелетние традиции никогда не вводили казахский народ в заблуждение – напротив, учитывая стремительные изменения в мире, они открывали путь к новому развитию страны. Разумеется, элементы национальной культуры проявляются в многообразии быта, искусства, знаний и нравственных качеств народа.

Так, обеспечение свободы творчества и самовыражения в литературе, культуре и искусстве не только сохраняет культурное наследие, но и стимулирует его развитие. Эта тенденция, переходящая из поколения в поколение, побуждает сегодняшних казахстанцев уважать общечеловеческие ценности, полностью возрождать народные традиции и обычаи, поддерживать гуманитарные науки, искусство, изучать самобытность других этносов, их моральные устои, а также ценить и сохранять уникальность и самостоятельность всех национальных культур.

Поэтому культурное разнообразие страны популяризирует богатство художественного наследия в национальном сознании и открывает новые направления творческих поисков. Вместе с тем мы считаем правильным и закономерным говорить о ряде культурных достижений, которые пустили глубокие корни и широко развернулись на исконной земле унитарного государства. Ведь единственную в своём роде казахскую культуру, не имеющую аналогов в других уголках мира, по праву можно назвать достижением нации, её покорённой вершиной. Это также следует рассматривать как механизм, который позволяет нации познать саму себя. Поскольку устное народное творчество – фольклор и развившиеся на его основе виды художественной культуры – как прежде, так и сегодня способны служить национальной идее и духовным ориентирам страны.

Мировосприятие казахского народа и его отношение к общечеловеческим ценностям отразились в образцах устной литературы – эпических поэмах и батырских дастанах. Не требует доказательств и широкое распространение народно-инструментальной, песенной (также в форме кюя), танцевальной и декоративно-прикладной культуры.

Классическое искусство кюя и айтыс, сохранившие своё звучание и форму, на протяжении тысячелетий органично продолжаются и в современных процессах модернизации и цивилизации. С точки зрения общественного значения, исторической роли и художественной природы они вносят огромный вклад в укрепление духа и потенциала нашей культуры.

Несмотря на различные притеснения в разные годы, традиционная культура сохранилась в памяти народа, хотя и претерпела изменения. Со временем эти виды искусства укрепились и приобрели универсальный характер, заняв достойное место как в общественном сознании, так и на сцене. Ведь кюй и айтыс – это жанры, которые существуют вместе с казахским народом на протяжении всей его истории. Несмотря на то что они являются творчеством отдельного автора, они обобщают явления, происходящие в определённой среде, системе культурных ценностей и норм, анализируют их. Они оживляют коллективную память народа и выносят её на общественное обсуждение. Иначе говоря, через искусство, обладающее общественным и историческим характером, выражаются боль и радость народа. Искусство напрямую, без искажений, передаёт то, что волнует общество, публикует это точно и открыто. Оно осмысливает трудности и испытания жизни, говоря о прошлом, помогает предвидеть будущее. Защищая интересы простого народа, формирует историческое сознание. Айтыс и кюй по праву можно считать самыми демократичными видами казахского искусства: они способны открыто критиковать власть и предлагать обществу свои решения. И сама жизнь доказывает их жизнеспособность. К примеру, легендарные кюи Коркыта, музыкальное наследие свидетелей прошедших веков  Курмангазы, Таттимбета, Казангапа, Дины, Даулеткерея; ушедших в иной мир наших современников Нургисы и Абдимомына, а также ныне здравствующих Жангали и Секена, равные симфоническим шедеврам, по праву оцениваются как уникальное музыкальное наследие народа.

Айтыс – это высшая форма поэтической импровизации. Это исконное, священное искусство казахов, недавно внесённое в список ЮНЕСКО. С 2012 года в Казахстане проводится республиканский айтыс «Алтын домбыра». По правилам только тот акын, который одержит победу три раза подряд, получает право навсегда стать владельцем приза. В остальные годы главный трофей хранится в Национальном музее.

Чтобы участвовать в таком состязании, недостаточно просто быть акыном. Красноречие и находчивость рождаются из глубоких знаний, а выдержанность, смелость, упорство и вдохновение – из характера.

Оружие акына – дух свободы, воля к победе и чувство, подчинённое лишь риску. И именно здесь ярко проявляется демократическая природа казахской культуры. В мировом пространстве сколько народов – столько и культур. Все они составляют единое наследие человечества. Однако сегодня вокруг процессов глобализации удивительно быстро формируются различные стереотипы. Один из них вызывает опасения: будто бы мировая культура способна поглотить культуры отдельных этносов. На наш взгляд, это равносильно противопоставлению непрерывного совершенствования самобытной национальной культуры развитию человечества и росту цивилизации. Наоборот, чем сильнее и старше становится национальная культура, тем более открытой она является и тем значительнее её вклад в систему общечеловеческих ценностей. В связи с этим академик Д. Лихачёв писал: «Если вы любите свою мать, вы поймёте других людей, которые любят своих родителей, и не только поймёте, но и будете симпатизировать этому чувству. Если вы любите свой народ, вы поймёте другие народы, любящие свою природу, своё искусство, своё прошлое». Кажется, знаменитый учёный и культуролог был абсолютно прав.

editor

About Author

You may also like

Голос Великой Степи

Ответственный бизнес и инвестиции — взгляд из Центральной Азии в будущее

Последние 30 лет мы выживали, привлекая любые инвестиции, лишь бы был капитал.
Голос Великой Степи

На перекрёстке вызовов и возможностей: сможет ли казахстан стать кормильцем региона?

Ранее продовольственная безопасность в мире зависела в основном от объёмов производства, сегодня же она превратилась в вопрос сложного баланса между