Turning Points: Гобальная повестка 2026

Пишем новую главу ООН. Анналена Бербок

Поворотный момент: В 2025 ГОДУ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ ИСПОЛНИЛОСЬ 80 ЛЕТ. МЫ ПОПРОСИЛИ ПРЕЗИДЕНТА НЫНЕШНЕЙ ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ПОДЕЛИТЬСЯ РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О РАБОТЕ ООН И ВЫЗОВАХ, С КОТОРЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСТУПАЕТ В СВОЁ ДЕВЯТОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ.

BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — The seal of the United Nations. The organization marked the 80th anniversary of its creation in 2025. (Dave Sanders/The New York Times) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

В этом году отмечается знаменательная дата – 80-летие ООН. Но это не повод для празднования. Скорее, это момент, когда необходимо задуматься об истории этой уникальной организации. В основе этой истории – не просто институт. Это история людей. История провидцев, собравшихся в Сан-Франциско в 1945 году, и тысяч сотрудников ООН, работающих в зонах кризисов и ежедневно выбирающих мир вместо войны.

Это прежде всего история людей, переживших невообразимые страдания в конфликтах, – тех, кто, возможно, никогда не слышал о Генеральной Ассамблее или Совете Безопасности, но всё же возлагает надежду на голубой флаг ООН. Таких людей я встретила в лагере беженцев ООН недалеко от Джубы в Южном Судане.

Лагерь при Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев был рассчитан на 2 000 человек, но сегодня в нём проживает свыше 20 000, большая часть из которых женщины и дети. Эти беженцы пересекли пустыню, имея при себе лишь запасы одежды. Их тела хранят следы насилия, а души – глубокие шрамы. Одна из матерей рассказала мне, что молила о смерти, лишь бы не видеть, как её дочь снова и снова насилуют солдаты. И всё же она не теряет надежды, что когда-нибудь в лагере для них будет обеспечена психологическая помощь, а её дочь снова сможет ходить в школу.

Тот же призыв не терять надежду я услышала от подростков, которых встретила во время своих визитов в Украину: российские солдаты нагло выкрали их из домов и школ. Они призывали не к гневу и не к жажде мести, а прежде всего к стойкости перед лицом российской агрессии. По их словам, ещё очень много детей ждут возвращения домой, и мы, как гуманное общество, не имеем права отвернуться от них.

BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — Beds for evacuee children inside an empty school gymnasium in the city of Sloviansk, Ukraine. The U.N. has been active in supporting children displaced by the war in Ukraine. (Carlos Barria/Reuters) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Именно ради всех этих людей 80 лет назад и создавалась ООН. Для них очень важно, чтобы организация продолжала выполнять свою миссию, не позволяя циникам использовать нерешённые конфликты как доказательство того, что ООН устарела, утратила значение или является пустой тратой денег.

Если мы, как организация, перестанем поступать правильно и справедливо только потому, что ещё не добились успеха, – зло восторжествует. И если матери в Судане или подростки в Украине способны выдержать самые мрачные испытания и продолжать идти вперёд, значит, и мы с вами сможем.

Именно поэтому в сентябре в начале Общих прений 80-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН я призвала нас быть достойными истории этой организации – истории подлинного лидерства. Эта история – не про лёгкие победы. А про падения и подъёмы, взаимную поддержку и настойчивость. Эта история о мужестве и решимости мировых лидеров, собравшихся в Сан-Франциско в 1945 году и веривших, несмотря на обвинения в наивности, в лучшее будущее, которое можно построить из пепла двух мировых войн.

Но правда в том, что наш мир страдает. Идут войны в Украине и Судане. Газа по-прежнему лежит в развалинах. Афганские женщины и девочки лишены самых элементарных прав под властью Талибана. Моря поднимаются из-за изменения климата. В мире царят неравенство, крайняя бедность и голод. Всё это происходит в то время, когда ООН находится под давлением, как политически, так и финансово. Организация стоит на перепутье и нуждается в глубокой структурной реформе. Но представьте себе, насколько хуже была бы ситуация в мире без ООН.

BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — António Guterres, the secretary general of the United Nations, speaking during the 80th session of the United Nations General Assembly. The annual meeting is an opportunity for world leaders to address the entire body. (Dave Sanders/The New York Times) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Ценность Организации Объединённых Наций заключается в возможности мобилизовать действия там, где ни одно государство не способно действовать в одиночку. Возьмём, к примеру, угрозу ядерного оружия. Без Договора о нераспространении ядерного оружия каждая страна могла бы свободно производить и размещать ядерные боеголовки. То же касается пандемии Covid-19 – ни одно государство не смогло бы справиться с этой глобальной угрозой в одиночку. Вирус не сдерживали государственные границы. Мы смогли побороть его только благодаря глобальной поддержке Всемирной организации здравоохранения. Климатический кризис не исчезнет сам по себе, если делать вид, что его не существует –те же выбросы углерода, где бы они ни происходили, влияют на жизнь людей по всему миру. Даже в самых благополучных городах жители оказываются беззащитны перед пожарами и наводнениями. И насколько могут быть спокойны родители, зная, что их дети пользуются Интернетом, где искусственный интеллект не контролируется, а граница между реальным и ложным стирается? Или насколько безопасно вы бы себя чувствовали в самолёте, если бы не существовало Международной организации гражданской авиации – подразделения ООН, устанавливающего стандарты безопасности для пяти миллиардов авиапассажиров в год?

В этом глобализованном цифровом мире мы либо действуем сообща, либо страдаем в одиночку. Поэтому темой для этой сессии Генеральной Ассамблеи я выбрала девиз: «Действовать сообща: свыше 80 лет совместной работы во имя мира, развития и соблюдения прав человека».

Будет ли легко реализовывать миссию ООН – продолжать продвигать мир, развитие и соблюдение прав человека следующие 80 лет? Безусловно, нет. Однако ООН и не создавалась для лёгких задач. Она была основана в тяжёлые времена для того, чтобы находить решения, преодолевая сложности.

Написать следующую главу нашей общей истории – значит иметь смелость говорить и действовать, когда нарушаются Устав ООН, международное гуманитарное право или права человека, добиваться ответственности со стороны агрессоров. Это также значит работать над тем, чтобы ООН становилась сильнее, гибче, экономичнее и современнее. Это, в свою очередь, означает: меньше дублирования – больше эффективности, меньше бюрократии – больше реальных результатов.

Успех требует компромиссов, сочувствия и учета интересов большинства. Но прежде всего требуется преданность каждого из нас – такая же, какую проявили 80 лет назад основатели ООН в Сан-Франциско и сегодня украинские подростки, суданские матери и миллионы людей, оказавшихся в забытых кризисах. Мы должны быть привержены тому, чтобы поступать правильно – даже в самые мрачные периоды.

BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — Annalena Baerbock. (Manuel Elias/UN Photo) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-BAERBOCK-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Распространяется компанией New York Times Licensing

editor

About Author

You may also like

Turning Points: Гобальная повестка 2026

Почему мой разум продолжает так думать?

Психиатр марк эпштейн делится своими знаниями о разуме после десятилетий работы с пациентами и практики буддизма.
Turning Points: Гобальная повестка 2026

Свидетельствуем ли мы конец глобальной торговли?

Мы попросили группу экспертов представить будущее цепочек поставок и как изменения в них повлияют на национальную экономику6