Автор: Джина Апостол
В марте бывший президент Родриго Дутерте был арестован по ордеру, выданному Международным уголовным судом.

МНОГИЕ ГОДЫ ПРОСТЫЕ ФИЛИППИНЦЫ БОРОЛИСЬ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ. АРЕСТ БЫВШЕГО ПРЕЗИДЕНТА РОДРИГO ДУТЕРТЕ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО СОПРОТИВЛЕНИЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ.
В тот день, когда я узнал об аресте Родриго Дутерте , бывшего президента Филиппин, который сейчас ожидает суда по обвинению в преступлениях против человечности в Международном уголовном суде, я преподавал в Нью-Йорке книгу Филипа Рота «Заговор против Америки». Пока мои студенты связывали фашистскую Америку Рота с нашим временем, размышляя о своей роли, я сказал им, что арест Дутерте означает, что сопротивление жизненно важно. Я сказал: не принимайте на веру пророческое воображение Рота: плоды народного сопротивления проявляются в реальном времени.
В марте этого года филиппинцы с замиранием сердца следили в интернете за траекторией самолёта Дутерте из Манилы в Дубай, а оттуда в Гаагу, надеясь на возможное правосудие. Его арест и экстрадиция стали шокирующим событием, поскольку после многих лет безнаказанности он наконец-то предстал перед судом за внесудебные казни около 30 000 человек во время так называемой войны с наркотиками . Хотя в деле МУС описывается, как эти убийства — охота за головами, за которую полицейские якобы получали премии, — были частью общенациональной и эффективной президентской директивы, филиппинские суды до сих пор не добились справедливости для подавляющего большинства жертв.

Этот переломный момент в международном правосудии является результатом многолетней работы обычных филиппинцев, которые бросили вызов жестокой машине государства, чтобы бросить вызов популярному, хотя и убийственному , правителю. Церкви защищали вдов; адвокаты погибали, доводя дела до суда; журналисты каждую ночь документировали сброшенные на улицы тела, запечатанные в пакеты; фотографы несли бдение . В мощной книге журналистки Патрисии Евангелисты «Некоторым людям нужно убивать» 11-летняя девочка наблюдает, как мстители убивают обоих ее родителей; «наркоман» переживает сопутствующую смерть внука; соседи рискуют жизнью, чтобы высказаться; боевики говорят. Простой язык документа МУС подразумевает это смелое свидетельство сирот, активистов, раскаявшихся убийц. Ключевым является признание киллера, которого монахини, священники и даже военнослужащие годами держали в безопасных домах, чтобы он мог рассказать свою историю — и назвать имена в Гааге.

Облавы, подобные военизированным формированиям, которые в материалах дела МУС называются «эскадронами смерти», поразительно напоминают нынешние рейды ICE в США. Охотники за головами Дутерте выбирали своей целью уязвимые районы, в основном рабочих бедняков, которых клеймили как «членов банд» или «преступников», и даже носили маски. Видно не только, как пропаганда правопорядка одного человека, клеймившая жертву как «другого», стала порталом для авторитарного правления, но и как государственное нагнетание страха привело к согласию на невыносимое насилие. Приказом Дутерте было убивать. То, что ICE лишь структурно отражает филиппинскую фашистскую полицию — спонсируемые государством аресты, направленные на уязвимых лиц безнаказанно, часто без ордеров или достаточных оснований, — не слишком утешает меня, когда я читаю сегодняшние американские новости. Слишком многое мне знакомо.
Как филиппинец и как писатель, изучавший, как Соединенные Штаты оккупировали Филиппины, я вижу имперский бумеранг, ударяющий по Америке: антидемократическое управление, которое было отмечено двумя эпохами фашизма на Филиппинах, сначала при Фердинанде Маркосе, а совсем недавно при Дутерте, укоренилось в Америке президента Дональда Трампа.
Я вырос в атмосфере фашизма — лишения прав по указу президента и сфабрикованной военной необходимости, подкреплённой патриотической риторикой для создания удобного врага, — что в конечном итоге привело к установлению единоличной диктатуры. Я также вырос в атмосфере сопротивления. В 1971 году студенты и преподаватели Филиппинского университета в Дилимане в течение девяти дней баррикадировали кампус во время Дилиманской коммуны, чтобы осудить тогдашнего президента Маркоса. Год спустя Маркос объявил военное положение , используя полномочия исполнительной власти, предусмотренные нашей Конституцией, подобной американской, чтобы приостановить действие закона о хабеас корпус, заключать граждан в тюрьмы без суда и закрывать СМИ. Он воссоздал Филиппинскую полицию , полицейскую силу, изначально созданную Соединенными Штатами для поимки сопротивляющихся филиппинцев, когда мы были их колонией, для преследования его любимых врагов, называемых «коммунистами» (студентов-активистов, журналистов, протестующих фермеров, поэтов-сатириков и профсоюзных лидеров), в условиях длительного режима страха, который он назвал в фантастическом названии своей книги «Сегодняшняя революция: демократия».
Узаконенный террор, подкреплённый скованной конституцией и послушным Верховным судом, пытал и убивал тысячи людей, разоряя страну ради обогащения деспота и его приближенных олигархов. Поддерживаемый геополитикой Соединённых Штатов времён холодной войны, он продолжался до 1986 года, когда Революция народной власти , когда сотни тысяч филиппинцев вышли на улицы, изгнала диктатора, которого по доброте душевной переправили на Гавайи благодаря доброте его друга Рональда Рейгана.
Я был на этих улицах подростком, и в своих романах я размышлял об этой истории. Фашистское правление Маркоса не возникло из воздуха, как и правление Дутерте: фашистские режимы Филиппин просто перерабатывали уловки своих бывших колонизаторов. В период с 1898 по 1946 год американский колониализм создал структуру для укрепления олигархической монополии и капиталистической жадности, по-видимому, не заботясь об обнищании управляемых. Соединенные Штаты оккупировали Филиппины посредством жестокого полицейского контроля исполнительными указами, законов, подавляющих инакомыслие, пренебрежения своим собственным Биллем о правах на оккупированных островах и патриотической пропаганды, построенной на лжи и превосходстве белой расы. Филиппино-американская война, в результате которой погибли тысячи филиппинцев, велась под предлогом « благожелательной ассимиляции » « наших младших смуглых братьев », уничижительного термина, используемого для филиппинцев, который был придуман Уильямом Говардом Тафтом.
Колонизация — это шаблон расистской антидемократии, глубоко укоренившийся в Америке, и призрак фашизма, нависший над ней сегодня, имеет свои предшественники в колониальном прошлом Америки. Америка Трампа — это не аномалия, это историческая реальность.
Но арест Дутерте показывает американцам, что сопротивление важно. Я никогда не чувствовал себя беспомощным на улицах Манилы в 80-х, несмотря на направленные на нас слезоточивый газ, водомёты и винтовки. Я испытал на себе и верю в силу народа. Если мы будем отстаивать свои права, разоблачать ложь президента, ценить профессиональную честность, защищать друг друга, действовать в интересах наших соседей — если мы будем сопротивляться, как это делали филиппинцы тогда и сейчас, — мы сможем проложить тёмную дорогу к справедливости.
Меня не удивляет, что фашизм может возникнуть в Соединённых Штатах, но я также считаю, что люди, даже проголосовавшие за него, никогда его не заслуживают. Никто не заслуживает жестокости фашистского режима, и мой опыт подсказывает, что каждый должен с ним бороться.


