Turning Points: Гобальная повестка 2026 Новости

Мировой порядок меняется. Успеет ли демократия? Пита Лимджароэнрат

Автор: Пита Лимджароэнрат

BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — No caption. CMYK Color. (Adrià Fruitós) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Переломный момент: В январе Дональд Трамп принес присягу на второй срок, потряс мир и воодушевил антидемократических лидеров.

О состоянии демократии сегодня: меня изгнали из политики Таиланда, и вот чему это меня научило

В прошлом году меня вынудили уйти на пенсию.

Возраст не был проблемой – мне всего 43 года, и впереди была длинная и многообещающая карьера.

Не было и проблемы в профессиональных способностях. Напротив: я только что привел партию Move Forward к победе на выборах 2023 года в Таиланде. Мы набрали более 14 миллионов голосов из почти 40 миллионов при рекордной явке в 75,2%, что должно было поставить меня в ряд кандидатов на пост следующего премьер-министра страны.

BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — Pita Limjaroenrat led the Move Forward Party to victory in Thailand’s 2023 general election. He was blocked from taking office by Thailand’s Constitutional Court. (Lauren DeCicca/The New York Times) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Но 7 августа 2024 года Конституционный суд Таиланда распустил партию Move Forward. Судьи, назначенные прямо или косвенно военной хунтой страны, также запретили мне заниматься политикой на 10 лет. В один момент я превратился из потенциального премьер-министра в смещенного парламентария. Мой демократический мандат был аннулирован институтами, созданными для подавления демократии, вопреки воле избирателей.

Оказавшись вытесненным и подавленным, я вернулся в место, которое когда-то считал домом: в Школу имени Кеннеди при Гарварде. На этот раз я приехал не как амбициозный студент с широко раскрытыми глазами, а как опытный и закаленный научный сотрудник. И вот в чем ирония: после дисквалификации на родине я оказался вновь квалифицированным за границей, говорил о новых приемах, которыми авторитарные правительства удерживают власть, и работал над подготовкой следующего поколения лидеров для быстро меняющегося мира.

Этот поворот в академическую среду позволил мне ближе увидеть то, что я уже давно ощущал: демократия повсюду – не только в Таиланде – находится под давлением. Я обменивался наблюдениями с реформаторами, политиками и учеными со всех уголков мира – Бангладеш, Венесуэла, Мьянма, Гонконг, Тунис, Южная Корея и США. Наши истории могут различаться, но суть не меняется: демократия никогда не поддерживается сама по себе. Она требует постоянной бдительности; ее защитные механизмы могут разрушиться быстрее, чем большинство граждан осознает.

В прошлом ноябре я присоединился к студентам Школы Кеннеди в ночь выборов, чтобы проследить за историческим событием. Ранее, в 2008 году, я уже был здесь, наблюдая, как молодой чернокожий сенатор по имени Барак Обама выигрывает президентские выборы, и был уверен, что стал свидетелем рассвета новой демократической эпохи. Шестнадцать лет спустя я стоял в том же зале, но теперь как бывший кандидат в премьер-министры с душевными шрамами после напряженной кампании, наблюдая за переизбранием президента Дональда Трампа. Место проведения осталось прежним, но политический ландшафт и мои обстоятельства изменились до неузнаваемости.

Начатое той ночью было не просто новой главой американской политики, а первым актом нового мирового порядка, в котором союзы смещаются, глобальные нормы трансформируются, а основы, формировавшие международное сообщество в прошлом веке, больше нельзя принимать как должное.

По всему миру вспыхивают геополитические горячие точки. Война России против Украины продолжается; конфликт Израиля и ХАМАС перестраивает альянсы; напряженность между Индией и Пакистаном сохраняется. Все это оказывает влияние на Таиланд. Споры между Камбоджей и Таиландом достигли самой высокой точки напряженности за более чем десятилетие, напоминая, что в этой части мира – как и в других – стабильность может внезапно разрушиться.

BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — Supporters of Thailand’s Move Forward Party gathered at The Democracy Monument in Bangkok after Pita Limjaroenrat was blocked from becoming prime minister on July 19, 2023. (Reuters/Athit Perawongmetha) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

В 2026 году Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) окажется под высоким напряжением. Старые проблемы останутся, а новые вызовы возникнут с огромной скоростью на фоне усиливающегося соперничества между США и Китаем. Обе мировые державы имеют возможности и волю втянуть Юго-Восточную Азию в свои конкурирующие орбиты, создавая риск того, что АСЕАН станет ареной борьбы великих держав с внешними интересами, а не драйвером собственного будущего.

В этой политической обстановке нейтралитета – дипломатической позиции безразличия или отказа занимать сторону – может быть недостаточно. Государства, рассматривающие нейтралитет как пассивный щит, могут быстро оказаться пробитыми великими державами. Напротив, когда нейтралитет является активной стратегией, мы получаем возможность управлять давлением с разных направлений, не теряя автономии.

Государства, практикующие нейтралитет как сознательное стратегическое мастерство, с большей вероятностью смогут получать уступки, не отдавая суверенитет, балансировать на асимметричном канате взаимоотношений без потери контроля и избегать нежелательных компромиссов. В эпоху усиливающегося соперничества великих держав я считаю, что этот навык должен распространяться и на коллективный уровень. Способность АСЕАН действовать единым блоком определит, превратится ли их нейтралитет в реальную переговорную силу или же оставит членов организации разрозненными и уязвимыми.

Внешняя политика отражает внутреннюю. Выборы и конституции стран Юго-Восточной Азии переплетены с сложной сетью военных и политических династий. Если моя политическая история чему-то и научила, так это тому, что наш регион слишком часто возглавляют наследники власти, а не пионеры реформ. Эти династии сохранили свои фамилии, но оставили АСЕАН уязвимой в мире, где требуется гибкость. Я надеюсь, что следующее поколение лидеров либо примет вызовы будущего, либо уступит место – демократия не может ждать!

Я представляю будущее, где грядущее поколение лидеров всей АСЕАН объединяется не привилегиями, а целью. Их задача – возродить потенциал региона: превратить разнообразие в силу, кризис – в конкурентоспособность, а амбиции – в конкретный прогресс. Если мы поддержим эти голоса и предоставим им путь к лидерству, АСЕАН сможет преодолеть груз династий и расколов и занять место как устойчивая и единая сила в мире.

BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — Pita Limjaroenrat. (No Credit) — ONLY FOR USE WITH ARTICLE SLUGGED — BC-TP-LIMJAROENRAT-2026-ART-NYTSF — OTHER USE PROHIBITED.

Распространяется компанией New York Times Licensing

editor

About Author

You may also like

Turning Points: Гобальная повестка 2026

Почему мой разум продолжает так думать?

Психиатр марк эпштейн делится своими знаниями о разуме после десятилетий работы с пациентами и практики буддизма.
Turning Points: Гобальная повестка 2026

Свидетельствуем ли мы конец глобальной торговли?

Мы попросили группу экспертов представить будущее цепочек поставок и как изменения в них повлияют на национальную экономику6